<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Здароўезберажэння ва ўмовах адукацыйнага працэсу</font></font>
<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;"> Здаровы лад жыцця не займае пакуль першае месца ў іерархіі патрэбаў і каштоўнасцяў чалавека ў нашым грамадстве. </font><font style="vertical-align: inherit;">Але калі мы навучым дзяцей з самага ранняга ўзросту шанаваць, берагчы і ўмацоўваць сваё здароўе, калі мы будзем асабістым прыкладам дэманстраваць здаровы лад жыцця, то толькі ў гэтым выпадку можна спадзявацца, што будучыя пакаленні будуць больш здаровыя і развіты не толькі асобасна, інтэлектуальна, духоўна , але і фізічна.</font></font>
<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;"> Пачатак школьнага навучання звязана са змяненнем ўкладу жыцця дзяцей. </font><font style="vertical-align: inherit;">Пераход на школьнае навучанне спрыяе рэзкага павелічэння колькасці кантактаў, што на фоне узроставых асаблівасцяў дзяцей малодшага школьнага ўзросту і зніжанай супраціўляльнасці іх арганізма, вядзе да падвышанай захворвання.</font></font>
За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.
Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.
Всё наиболее важное, чем обладает человечество, – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве за первой школьной партой.
Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология нашего района влияют на состояние здоровья обучающихся. Частые болезни детей приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. Знания не переходят в навыки. Не успевают созревать психические процессы: память, мышление, внимание. Не формируются элементы теоретического мышления. Причин, вызывающих проблемы со здоровьем, немало, а как следствие – многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает.
“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Под физическим благополучием подразумевают гармонию физиологических процессов, под психическим – способность человека адекватно реагировать на внутренние и внешние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой; социальным – меру социальной активности, деятельностное отношение индивида к миру.
Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придаётся охране психического здоровья детей и подростков. Большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.
Принципы здоровьесбережения:
- «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока
Критерии здоровьесбережения |
Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе |
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности |
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
|
Количество видов преподавания |
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа |
Чередование видов преподавания |
|
Наличие и место методов, способствующих активизации |
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО |
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы |
Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления |
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: |
Психологический климат на уроке |
Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие —враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности |
<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Момант наступу стомы і зніжэння вучэбнай актыўнасці</font></font> |