Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Дата: 23 ноября 2019 в 19:16, Обновлено 2 ноября 2021 в 15:52

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Здароўезберажэння ва ўмовах адукацыйнага працэсу</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">      Здаровы лад жыцця не займае пакуль першае месца ў іерархіі патрэбаў і каштоўнасцяў чалавека ў нашым грамадстве. </font><font style="vertical-align: inherit;">Але калі мы навучым дзяцей з самага ранняга ўзросту шанаваць, берагчы і ўмацоўваць сваё здароўе, калі мы будзем асабістым прыкладам дэманстраваць здаровы лад жыцця, то толькі ў гэтым выпадку можна спадзявацца, што будучыя пакаленні будуць больш здаровыя і развіты не толькі асобасна, інтэлектуальна, духоўна , але і фізічна.</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">     Пачатак школьнага навучання звязана са змяненнем ўкладу жыцця дзяцей. </font><font style="vertical-align: inherit;">Пераход на школьнае навучанне спрыяе рэзкага павелічэння колькасці кантактаў, што на фоне узроставых асаблівасцяў дзяцей малодшага школьнага ўзросту і зніжанай супраціўляльнасці іх арганізма, вядзе да падвышанай захворвання.</font></font>

     За период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

     Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

    Всё наиболее важное, чем обладает человечество, – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – всё это закладывается в детстве за первой школьной партой.

   Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология нашего района влияют на состояние здоровья обучающихся. Частые болезни детей приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. Знания не переходят в навыки. Не успевают созревать психические процессы: память, мышление, внимание. Не формируются элементы теоретического мышления. Причин, вызывающих проблемы со здоровьем, немало, а как следствие – многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает.

         “Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

     Под физическим благополучием подразумевают гармонию физиологических процессов, под психическим – способность человека адекватно реагировать на внутренние и внешние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой; социальным – меру социальной активности, деятельностное отношение индивида к миру.

     Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придаётся охране психического здоровья детей и подростков. Большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения.

Принципы здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  •  Активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Критерии здоровьесбережения на уроке,  их крат­кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. 

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный,

самостоятельная работа, аудиовизуальный,

практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя,деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие —враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Момант наступу стомы і зніжэння вучэбнай актыўнасці</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Чатыры асноўных правілы пабудовы ўрока з пазіцыі здароўезберагальных тэхналогій</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Фактары, якія ўплываюць на падтрыманне псіхічнага здароўя чалавека</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Рэкамендацыі для бацькоў па здароўезберажэння</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Корригирующая гімнастыка для вачэй</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Моўная і дыхальная гімнастыка</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">мазгавая гімнастыка</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Стамляльнасць навучэнцаў, спосабы папярэджання стамляльнасці</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Разумовае стому. </font><font style="vertical-align: inherit;">Знешнія прыкметы разумовага стомы</font></font>

<font style="vertical-align: inherit;"><font style="vertical-align: inherit;">Як аднавіць разумовую працаздольнасць?</font></font>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.