Концепция историко-краеведческого музея
ГУО «УПК Первомайский детский сад-средняя школа»
- Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
Кодексом Рэспублики Беларусь об образовании;
Кодексом Рэспублики Беларусь об культуре;
Устав ГУО «УПК Первомайский детский сад-средняя школа»
Положение о музее историко-краеведческого музея ГУО «УПК Первомайский детский сад-средняя школа»;
Положение о Совете музея ГУО «УПК Первомайский детский сад-средняя школа»
Концепция определяет общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.
Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.
Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и техническому оформлению экспозиций.
Мы стремимся дать детям информацию о культурных ценностях Первомайского сельского совета, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.
Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание посещать музеи, выставки, театры, библиотеки, тем самым проникаясь любовью к малой родине.
Все это поможет достижению главной цели – добиться того, чтобы ребенок увидел в каждом предмете и явлении опыт предыдущих поколений, стремился сделать жизнь людей прекраснее. Это позволит детям ощутить себя преемником и продолжателем традиций предков, прикладывать усилия для развития родного края.
Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.
Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Основные цели и задачи музея
Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и родному городу; повышение культурного уровня учащихся
Задачи:
- организация учебно-воспитательного процесса;
- знакомство детей с культурой местного региона, историей его формирования;
- формирование желания принимать активное участие в культурной жизни Первомайского и Щучинского района;
- создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры;
- проведение культурно-просветительной работы как внутри школы, так и с населением района;
- развитие творческих способностей детей;
- воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;
- приобщение родителей к деятельности музея.
Содержание
1. Поисково-краеведческая работа
- Сбор предметов быта, музыкальных инструментов, документов, фотографий, изделий, связанных с историей культуры Первомайского сельского совета;
- Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов.
2. Научно-исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность
- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;
- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и использования экспонатов музея;
- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.
- Проектная деятельность;
- Встречи с писателями, поэтами, музыкантами, интересными людьми агрогородка, района;
- Пополнение фондов музея, их систематизация и сохранение;
- Творческие отчёты.
3. Творчество учащихся
- Привлечение родителей к оборудованию музея;
- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ учащихся;
- Участие в творческих конкурсах района, области.
4. Методическая, консультативная работа
- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории, литературе, МХК, ИЗО, музыке;
- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории развития малой родины;
- Сбор библиотеки, видеотеки, СД-теки, их использование в работе с учителями и учащимися;
- Сотрудничество с музеями УО района.
5. Образовательно-воспитательная работа
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
- Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);
- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;
- Организация посещения учащимися театров, музеев, выставочных залов и т.д.
6. Работа с фондами
- Заполнение инвентарной книги;
- Составление картотеки на музейные предметы;
- Исследование и описание каждого предмета;
- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ.
7. Требования к музею
- доступность;
- ассоциативность;
- наглядность;
- рациональность использования площадей;
- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
Ожидаемые результаты
Результатами работы музея должны стать:
- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко-культурного самосознания;
- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и подаренными) и лучшими творческими работами детей;
- проведение выставок новых поступлений;
- улучшение коммуникативных навыков учащихся;
- участие в профильных конкурсах района, области;
- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и посещений;
- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;
- активизация работы детского актива музея.
Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГУО, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений, адресована сообществу школьного музея, включающему работников ГУО, учащихся, их родителей (законных представителей), общественные и ветеранские организации, принимающие участие в решении проблем гражданского и патриотического воспитания в школе.
В учреждении имеются наработки в области музейной педагогики, которая является не только средой воспитания, но и образовательной средой. В условиях музея проводятся как музейные воспитательные мероприятия, так и занятия разных типов и видов.
Имеющийся опыт, ресурсы, методическая база (педагогические материалы экскурсий, круглых столов, конкурсов, театрализаций, музейных уроков) по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию позволяют в условиях школьного музея заниматься инновационной деятельностью. Школьный музей является так же одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. По своему профилю музей является историко-краеведческим.
Патриотическое, духовно - нравственное воспитание в условиях современного общества приобрело особое значение.
В соответствии Концепцией непрерывного воспитания образовательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие ребенка, осознание своей сопричастности не только к семье, классу, школе, но и общностям более высоких порядков (город, народ):
• систематизировать, обобщать и транслировать накопленный опыт на местном и региональном уровне,
• разработать комплексную модель деятельности школьного музея, как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства,
• апробировать модель интеграции учебной и внеучебной деятельности,
• разработать и апробировать модель мониторинговых исследований в рамках инновационной деятельности.
В рамках реализации программы развития школьного музея будет представлена система работы педагогов и обучающихся в условиях комплексного подхода к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, построенному на принципах сотворчества, воспитания успехом, социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы, социума, социальных партнеров, формирование ключевых компетенций и компетентностей у обучающихся, начиная с младшего школьного возраста.
• объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;
• апробировать модель деятельности - школа как центр гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности;
• разработке и апробации комплексной модели гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия;
• разработке и апробации модели деятельности школы как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности;
• разработке и апробации содержания, современных методов и форм взаимодействия педагогов в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания;
II. Цель:
разработка и апробация модели школьного музея как центра патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочной деятельности.
Основные задачи:
1. Разработать, апробировать модель школьного музея как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
2. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности и процесса гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности.
3. Апробировать содержание внеурочной деятельности, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
4. Разработать и апробировать критерии и показатели, диагностические материалы для мониторинговых исследований.
5. Распространять и обобщать инновационный опыт образовательного учреждения в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации и материалы (сценарии, конкурсы, экскурсии, театральные постановки), способствующие функционированию и развитию школьного музея как центра гражданско - патриотического, духовно-нравственного воспитания и расширения внеурочной деятельности.
III Основа проекта
В концептуальной основе проекта лежат направления Концепции.
Духовно-нравственное воспитание сегодня – это всестороннее изучение социально-экономического, политического, исторического и культурного развития агрогородка, района, страны. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую и проектную деятельность, в ходе которой осуществляется как воспитание, так развитие личности, формирование универсальных учебных действий становятся характерными составляющими воспитательного процесса:
• семьи;
• коллектива;
• профессиональной группы;
• общества.
Cодержание воспитания – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей: Человек, Сын (дочь), Брат (сестра), Внук (внучка), Родственник, Учащийся, Член коллектива, команды, Лидер, Хозяин, Горожанин (сельчанин), Сосед, Член объединения, группы, этноса, Друг, Товарищ, Правозащитник, Патриот, Гражданин, Защитник, Хранитель и творец национальной культуры, Труженик, Гражданин мира, Миротворец, Эколог.
выделены следующие приоритетные направления:
патриотическое воспитание, которое формирует
- гражданскую позицию;
- патриотическое сознание;
- национальное самосознание;
- любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;
гражданское образование и воспитание, которое формирует
- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;
- толерантное поведение,
- условия социализации полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества;
- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;
• духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:
- развития самосознания,
- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,
- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,
- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.
Условиями реализации программы
- актуализация социальной значимости и перспективности воспитания детей,
- концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, методических и других ресурсов на реализацию задач воспитания,
- создание открытого информационного образовательного пространства, среды для формирования у школьников потребности быть самостоятельной и ответственной личностью,
- воспитание молодого поколения на общечеловеческих и национальных ценностях: толерантности, согласия и культуры межэтнического общения,
- создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе,
- создание условий для профессиональной ориентации и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию на протяжении всей жизни и т.д.
Исходя из вышеизложенного, модель деятельности школьного музея как центра гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников и расширения внеурочного пространства школы включает следующие компоненты:
воспитание в процессе учебной деятельности (внеурочная деятельность + дополнительное образование) – внешкольной деятельности на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия.
Модель деятельности музея в условиях реализации проекта включает следующие компоненты:
- музейные уроки
- внутримузейная работа (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т.д.), сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события).
• разработка и апробация комплекса ключевых образовательных событий на базе школьного музея;
• разработка и апробация комплекса музейных занятий в рамках экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе на базе музея;
• разработка методического обеспечения данного курса с включением краеведческого материала;
• разработка непрерывной модели повышения квалификации в современных условиях.
Методическим объединением классных руководителей разрабатывается и апробируется комплексная система классных часов и внеучебных занятий по направлениям Концепции, расширения внеурочной деятельности.
В коммуникативной сфере:
• овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;
• общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
• умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
• умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;
• умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.
В культурно-досуговой сфере:
• укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.
В гражданско-правовой сфере:
• начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
• положительная тенденция нравственного развития;
• становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
• духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
• формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Итоговыми мероприятиями проекта будут:
• научно-практическая конференция школьников;
• историко-литературные краеведческие чтения обучающихся и педагогов;
• Педагогические чтения для педагогов образовательного учреждения;
• благотворительные акции «Открытки ветерану», «Цветы на граните» (возложение цветов к памятным местам).
В ходе реализации данного проекта апробируется не только модель, но и наиболее эффективные механизмы социального партнерства, сетевого взаимодействия.
Механизмы реализации концепции
Механизм реализации целей и задач проекта включает:
• реализацию системы мероприятий проблемно - творческими группами;
• апробацию комплексной системы классных часов в условиях школы;
• проектную и исследовательскую деятельность обучающихся и педагогов;
• комплекс музейных занятий и мероприятий на базе музея
Основные направления и формы работы музея
1. Учебно – просветительская работа
• Экскурсии (в том числе, на немецком языке), беседы, лекции.
• уроки на основе музейных экспозиций
• оформление стендов, передвижных выставок
• демонстрация учебных фильмов
2. Воспитательная работа
• встречи с ветеранами ВОВ
• «Уроки мужества».
• олимпиады, конкурсы
• торжественные линейки
• оформление альбомов выпускников школы
• выпуск стенгазет
• ведение летописи школы
3. Научно - исследовательская работа
• составление картотеки и каталога музея
• организация экспедиций, поисковых групп
• сотрудничество с музеями Щучинского района.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, осуществлять поддержку творческих способностей детей, формировать интерес к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Этапы реализации Концепции
2019-2020 учебный год:
- Составить тематическую и библиографическую медиатеку по материалам о Великой Отечественной войне.
- Организация проектно-исследовательской работы школьников на базе музейных фондов по направлениям:
- галерея учительской славы школы,
- выпускники школы,
- интересные семьи наших учащихся.
Ожидаемые результаты, показатели результативности
1. Осуществление воспитания гражданственности и патриотизма школьников.
2. Формирование бережного отношения к истории Отечества и родного края, активной жизненной позиции обучающихся.
3. Оформление альбомов об учителях и учениках к 50-летию школы.
4. Использование собранных в ходе поиска материалов для создания новых экспозиций.
5. Приобретение первичных профессиональных навыков экскурсовода.
6. Повышение уровня освоения музейного дела.
7. Активизация деятельности школьного музея.
8. Повышение интереса обучающихся к музейной культуре.
9. Реализация исследовательского потенциала школьников.
10. Реализация творческого потенциала юных экскурсоводов через проведение и разработку экскурсий.
11. Организация внеурочной занятости детей и подростков.
Оценка эффективности реализации Концепции определится в ходе следующей переаттестации при определении активности работы Музея, анализируя участие представителей учебного заведения в районных и городских массовых мероприятиях: конкурсах юных экскурсоводов, поисковой работе по профилю музея, охране памятников природы, истории и культуры, просветительской деятельности как внутри учебного заведения, так и в районе.
Развитие основных направлений и механизмы реализации
Хранение и учёт музейных фондов. Площадь хранилища составляет м2 (по помещениям)
Фондохранилище в здании музея оборудовано стеллажами открытого доступа. Помещение соответствует формам безопасности и является комнатой-сейфом.
Система учёта соответствует инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР.
Основной недостаток хранения и ведения учёта на сегодняшний день – отсутствие электронного каталога музея. По этому направлению музейной деятельности необходимо в кратчайшие сроки разработать и согласовать программу по внедрению информационных технологий в работу по организации хранения и учёта фондов. Такая модернизация значительно упростит систему учёта и контроля, позволит оперативно предоставлять необходимую информацию, а также будет способствовать работе электронной странице музея.
Реставрация. В дальнейшем при увеличении фондов и расширении экспозиций для гарантии качественного и профессионального проведения реставрационных работ будут привлекаться специалисты, зарекомендовавшие себя в той области, к которой принадлежит объект реставрации, используя при этом широкий диапазон различных методов и приемов реставрации, тщательно и всесторонне проводя пред реставрационное исследование произведений, внедряя в практику результаты последних достижений науки и техники.
Научно-фондовая работа. В настоящее время увеличение объёма музейных фондов происходит только путём приёма в дар объектов хранения, представляющих художественную или историческую ценность. В дальнейшем предполагаемая сумма расходов на приобретение музейных экспонатов зависит от включения в бюджетные затраты и поступлений из внебюджетных источников.
- Проведение экспертных исследований единиц хранения.
- Плановое проведение реставрационных работ.
- Проведение инвентаризации музейных фондов.
- Плановая профессиональная фотосъёмка музейных предметов (оцифровка). Предполагаемый срок выполнения - 2019 год.
Менеджмент и ПР-деятельность в музее. Современные технологии популяризации услуг связаны с опытом PR-деятельности. Комплекс PR-мероприятий включает в себя:
- Разработка фирменного стиля и логотипа, которые будут представлены на всех рекламных носителях музея (афиши, плакаты, бланки, пригласительные, рекламные издания и буклеты, сувенирной продукции.
- Разработка официального сайта музея, на страницах которого будет проводится работа как с посетителями музея, так и со специалистами в области музейного дела, а также исследователями в области истории и культуры.
- В рамках PR-деятельности планируется проведение специализированных мероприятий: презентаций, круглых столов, музейных дней, музейных фестивалей.
Стратегия развития PR-деятельности на период 2018-2020 гг. предполагает:
- поддержание благоприятного имиджа музея;
- создание и дальнейшее продвижение фирменного стиля;
- активную политику создания «информационных поводов».
Основными формами продвижения информации (PR-мероприятия) станут:
- интервью и публичные выступления;
- презентации;
- дни открытых дверей;
- пресс-релизы;
- пресс-конференции;
- круглые столы;
- публикации в СМИ;
- сувенирная продукция.
Использование PR-технологий позволит не только эффективнее использовать бюджетные средства и наработанный капитал, но и привлекать в сферу деятельности музея новые ресурсы, основанные на рыночной идеологии. Это позволит наиболее полно раскрыть ресурсный потенциал музея.
Для успешного выполнения плана в области организации менеджмента и PR-деятельности требуется:
- Совершенствование системы планирования по основным видам деятельности музея, которая предусматривает широкое участие в работе руководство музея и сотрудников.
- Повышение профессионального уровня персонала в соответствии с потенциалом работников, учётом местных условий и возможностей учреждения.
- Создание благоприятной среды для деловой и творческой активности.
Новые ресурсы, используемые музеем, включают:
- новые формы работы с посетителем;
- новые направления экспозиционно-выставочной деятельности;
- информационные технологии.
Привлечение в поле деятельности музея новых ресурсов должно, прежде всего, способствовать повышению его значимости в культурной среде региона, увеличению посещаемости.
В связи с этим важным является тактический и стратегический анализ целевой аудитории. Для выявления потребительских запросов в музее необходимо проводить мониторинг различных групп посетителей на предмет характера, целей, интенсивности посещаемости. Оптимальный срок проведения мониторинга: ежегодно, в начале года по итогу за прошлый год, согласно «дорожной карты».
Научно-исследовательская деятельность. Новая концепция научно-исследовательской работы в музее предусматривает сохранение и дальнейшее развитие научного ресурса музея как важнейшего фактора его модернизации. В рамках научно-исследовательской деятельности планируется принимать участие в научных конференциях, активно обмениваться научной информацией посредством участия в научно-практических мероприятиях, а также с помощью возможностей официального сайта музея.
Непременным условием продуктивной научно-исследовательской деятельности является профессиональная подготовка специалистов музея. Перспективным направлением организации научных исследований является применение проектного метода для решения комплексных музейных проблем, создание временных творческих коллективов, включающих сотрудников музейных специалистов разных научных направлений (междисциплинарный подход).
В рамках научно-исследовательской работы в период до 2020 года планируется осуществить следующие программы:
- Изучение истории этнокультурного взаимодействия на территории региона;
- По результатам изучения истории этнокультурного взаимодействия издание научного сборника статей;
- Изучение и описание партизанского движения в годы Великой Отечественной Войны, создание тематической экспозиции и издание буклета с результатами работы и публикацией материалов.
Экспозиционная деятельность. Одной из приоритетных задач экспозиционной деятельности является создание модульных экспозиций, являющимися по своей сути дополнительными выставочными площадями, позволяющими организовать полноценную экспозицию в любом небольшом помещении. В экспозицию входят информационные стенды, созданные на основе лёгких раздвигающихся конструкций (roll-up), электронные фото и видеопанели, мобильные выставочные витрины, собирающиеся в компактный тубус. Все детали экспозиции должны укладываться в единую концепцию, отражённую в дизайн-проекте.
Определяющим принципом в этом направлении является взгляд на экспозицию как на комплексную, многофункциональную художественную структуру, синтезирующую в себе виды искусства. Научный сотрудник, разрабатывающий научную концепцию экспозиции, и художник (дизайнер), составляющий её художественную концепцию, являются равноправными участниками единого процесса и действуют в режиме диалога уже на начальных стадиях подготовки экспозиций.
К 2019 году, 75-летнему юбилею освобождения от фашистских захватчиков, планируется сформировать такую мобильную экспозицию на основе модульных конструкций, посвящённую партизанскому движению в районе в годы Великой Отечественной Войны.
Небольшое помещение музея не позволяет во всей полноте представить музейные ценности. Поэтому создание модульных экспозиций позволит музею открывать для посетителей максимальное количество своих запасов, не потеряв при этом целостности представления.
Развитие экспозиционной деятельности в сторону мобильности позволит музею активнее участвовать в проектах Щучинского района, мероприятиях учебных заведений, а также представлять свои коллекции на конференциях в других регионах области и района.
Следует отметить, что по мере накопления фондов появляется возможность обмена экспозициями между музеями по линии партнёрства. Организация взаимных выставок несомненно вызовет интерес посетителей и позволит создать живой коммуникативный процесс в музейной сфере.
В проекте концепции развития музея в направлении выставочной деятельности предусматривают:
- значительную интенсификацию выставочных проектов из фондов музея за счёт создания мобильных экспозиций;
- реализацию совместных выставочных проектов с региональными музеями;
- использование современных технологий, креатива, новых форм как в научном содержании, так и в оформительских сценарных подходах.
Тематика выставок предусматривает развитие направлений, предусмотренных существующими фондами, научно-исследовательской работой музея, а также потребностями культурно-образовательного направления.
Культурно-образовательная работа. Культурно-образовательная работа – одно из основных направлений деятельности музея - ориентирована на презентацию и популяризацию культурного наследия нашего региона с целью развития творческого потенциала посетителя и формирования его ценностных ориентаций. Традиционными формами культурно-образовательной работы в музее являются:
- экскурсия;
- музейное занятие;
- мастер-класс;
- консультация;
- лекция;
- киносеанс;
- клубное любительское объединения «Горница».
Новые формы работы, которые планируется внедрить в период 2019-2020 годы:
- исторический клуб;
- школьный лекторий;
- пешеходные маршруты;
- тематические выездные экскурсии.
Дифференцированный подход к различным категориям музейной аудитории — школьникам, студенчеству, взрослым посетителям, иностранным туристам и т.п. обусловливает специфику экскурсионной работы. Крайне важно организовать приобщение к культурным ценностям семьи в целом, что является сложной, но необходимой задачей.
Щучинский район является районом, где динамично развивается туристическая отрасль экономики. В свою очередь, развитию внутреннего туризма сегодня государство уделяет особое внимание. Таким образом, гости района становятся важной частью аудитории музея.
Для успешной реализации культурно-образовательной деятельности необходимо использование:
- новых форм, отражающих стремление музея мобильно реагировать на потребности сегодняшнего дня (включение в музейные мероприятия элементов фестивального праздника, интерактивного мероприятия, а также деловой игры, моделирования ситуации);
- дифференцированного подхода к музейной аудитории с учётом возрастных особенностей.
Стратегия развития культурно-образовательной деятельности в 2018-2020 гг. предполагает два основных направления: образовательное (за счёт расширения форм сотрудничества с учебными заведениями и разработки образовательной концепции музея), и досуговое (за счёт разработки доступных долговременных и кратковременных культурно-досуговых проектов для конкретной музейной аудитории).
Решение данных задач требует продолжение налаживания системы музейного мониторинга, изучения требований и ожиданий музейной аудитории. Основными формами мониторинга останутся опрос и анкетирование.
В рамках расширения спектра культурно-образовательных услуг необходимо ввести в постоянную практику проведение круглых столов, встреч, кинопоказов, интерактивных форм культурно-образовательной деятельности. Применению принципа интерактивности будут способствовать новые подходы в организации экспозиций. Продолжится внедрение в экскурсии элементов театрализации.
В целях популяризации образовательных услуг необходимо совместно с образовательными учреждениями согласовать план мероприятий музея, направленный на привлечение внимания учащихся к работе музея, к истории и культуре района. На основе этого плана в музее должна сложиться практика постоянно действующих лекториев.
Финансирование. Финансовые средства Музея образуются за счет:
1. Субсидий из средств бюджета;
2. Деятельности, не являющиеся основными, приносящие доход:
- Реализация печатной и сувенирной продукции музея;
- Предоставление права фото- и киносъемки музейных фондов;
- Посещение музея;
- Изготовление копий (с возможным увеличением) с музейных экспонатов;
- Изготовление копий документов из фондов музея;
- Выполнение исследований по тематике экспозиций музея;
- Предоставление консультационных услуг;
- Организация и проведение культурно-досуговых, информационно-просветительных и научных мероприятий;
- Оказание методической помощи работникам музеев других ведомств;
- Проведение мастер-классов по народно-прикладным направлениям.
Учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности и поступления в соответствии с законодательством РБ, обозначенные в Уставе ГУО.
Формирование бюджета за период 2018-2020гг. Необходимо:
1. Разрабатывать систему использования важного принципа конвертируемости ресурсов, когда нехватку технических или финансовых средств компенсирует партнёр, заинтересованный в организации мероприятий или участвующий в их проведении и вкладывающий материальные средства в денежном или другом эквиваленте (техника, аппаратура, транспортные, бытовые услуги и т. д.)
2. Формирование и повышение спроса на результаты музейной деятельности и услуги музея, расширение контингента потенциальных посетителей, творческих и деловых партнёров музея. Оптимизации форм сотрудничества и кооперации музея с его творческими и деловыми партнёрами.
3. Увеличение объёма финансирования музея:
а) за счёт освоения альтернативных госбюджетных источников;
б) за счёт расширения круга негосударственных источников финансирования (субсидий общественных фондов, частных фирм и меценатов) разработки и реализации конкретных проектов;
Проектная деятельность учреждения, формирование и представление конкурентоспособных программ позволяют рассчитывать на ассигнования из бюджетов различных уровней и на финансовую поддержку фондов, благотворительных организаций и т.п.
4. Формирование и активная реализации собственной ценовой политики музея на рынке культурной продукции, информации и услуг.
5. Приведение нормативной базы музейной деятельности в соответствие с требованиями обеспечения эффективности реализации социальных функций музея.
Все выше перечисленное должно решаться в современных условиях:
а) При соответствии организационной структуры учреждения структуре его функций. Это позволит сделать более логичными и осмысленными формы взаимодействия между музейными подразделениями, составляющими единое целое.
б) Финансирования не деятельности, а результатов, программ по их достижению. Переход от жёсткого планирования к целевому программированию с учётом разнообразия социальных заказов и множественности источников финансирования.
Эксплуатация здания и безопасность музея. Для повышения уровня доступности историко-краеведческого музея и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения надо модифицировать вход в музей: установить поручни, оборудовать кнопкой вызова сотрудника, установлена пожарно-охранная сигнализация.
Ожидаемые результаты. Реализация предлагаемых концепцией проектов и мероприятий обеспечит стабильное развитие музея, расширит возможности музейного учреждения удовлетворять запросы и потребности всех категорий населения и гостей, обеспечит реконструкцию, модернизацию и техническое оснащение музея, повысит эффективность всех направлений деятельности музея, включая инновационные разработки, благотворно отразится на культурной среде Первомайского региона.
Реализация мероприятий в рамках Концепции позволит в полной мере раскрыть потенциал музея, как культурно-досугового и образовательно-просветительского центра с привлекательным обликом для посетителей всех возрастных и социальных групп, пробудить общественную активность и развить в них интерес к самореализации, познанию, коллективному досугу, здоровому образу жизни; будет способствовать росту гражданского самосознания, причастности к культурно-историческим традициям, воспитанию у населения чувства патриотизма и любви к малой родине, что соответствует стратегическим задачам в области государственной культурной политики.
В результате будут созданы новые музейные мобильные экспозиции, в том числе и вне музейной территории, где посетителям будут предложены дополнительные досуговые возможности, которые помогут публике получить новый культурный и интеллектуальный опыт.
Модернизация деятельности музея и использование новых форм и приёмов позволит увеличить число посетителей музея на 30% за счёт повышения интереса к деятельности музея, расширения целевой аудитории, использования инновационных технологий, свойственных информационному обществу.
Основные направления модернизации музея в 2018-2020 гг.
Модернизация системы управления музеем:
- Введение системы планирования и отчётности (ежегодные планы музея, комплексов мероприятий)
- Развитие системы координации и контроля за работой залов
Модернизация финансовой системы
- Привлечение внебюджетных средств для финансирования программ музея
- Активная грантоведческая деятельность (создание проектов-ГРАНТОВ)
Модернизация научно-исследовательской работы
- Модернизация системы научных исследований музея
- Расширение тематики поисковой и исследовательской деятельности
- Внедрение инновационных технологий в работу музея
- Расширение сферы научного сотрудничества (институты, научные центры, музеи, архивы, библиотеки и др.)
Модернизация научно-фондовой работы
- Увеличение объёмов музейного фонда музея
- Электронная каталогизация коллекций
- Модернизация экспозиционно-выставочной деятельности
- Создание экспозиций нового направления
- Внедрение мультимедийных технологий в экспозицию
- Введение интерактивных элементов в экспозицию
- Создание виртуального музея
- Информационные технологии как один из видов материальных ресурсов должны стать одним из приоритетных направлений развития деятельности музея
Модернизация культурно-образовательной работы
- Новые формы экскурсионно-лекционной работы
- Расширение предложений по формам музейной работы для различных социальных групп населения
- Расширение информационного пространства для одиночного посетителя музея
- Расширение сферы туризма
- Расширение досуговых услуг населению
Совершенствование PR- и рекламной деятельности
- Создание фирменного стиля, логотипа, рекламной концепции
- Изучение посетителя через мониторинг
- Развитие маркетинговой системы, повышение конкурентоспособности музейных услуг