ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
«Богатство духовной жизни начинается там,
где благородная мысль
и моральное чувство, сливаясь воедино,
живут в высоконравственном поступке»
( В.А. Сухомлинский).
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.
Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.
Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам
Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.
Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Сущность нравственного воспитания: воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.
Итак, семья - ребёнок - нравственность - вот цепочка, интересующая нас.
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного, школьного или иного окружения.
Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы не расходилось слово с делом. В свою очередь школа вносит свой посильный вклад в формирование нравственной личности. Очень часто именно в классе в общении с одноклассниками, учителями, во время участия в различных мероприятиях детям приходится демонстрировать основы нравственного поведения.
Современная педагогики и психология позволяет нам, опираясь на собственный опыт и используя научные знания попробовать сформулировать некоторые основы нравственного воспитания.
Давайте вместе на практике, разбирая педагогические ситуации, попробуем сформулировать определённые правила воспитания.
СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
1 ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
2 ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама у неё были неприятности на работе. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Девочка обиделась и ушла в свою комнату. О каком правиле забыла мама?
ЗАКОН №3: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «10» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
4 ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
Таких законов существует достаточно много. Каждая семья создаёт свои собственные законы нравственного поведения. Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность..
Таким образом ,подводя итоги сегодняшнего разговора, можно сделать следующие выводы:
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное и школьное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.
Принципы взаимодействия:
Взаимное уважение и доверие.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Верить в творческие силы ребёнка.
Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем Проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь привел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Предлагаю ответить на вопросы, говорите ли вы так своим детям:
1.Сколько раз можно тебе повторять!
2. Посоветуй мне, пожалуйста, как лучше поступить -
3. Я и не знаю, чтобы я без тебя делала.
4. И в кого ты только такой уродился!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Слышишь! Не смей этого делать!
7. Подумай, может быть можно поступить по-другому
8. Да я в твое время!
9. Ты моя опора и помощник (ца).
10.И о чем ты только думаешь!
11. Какая же ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)
13. У всех дети как дети, а ты… -
14. Какой же ты у меня сообразительный! –
Так вот, в зависимости от того, как вы общаетесь со своим ребенком возможны два варианта развития событий:
1.Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!
2.И второй вариант свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Ведь если мы – родители, самые близкие люди:
Ребенка постоянно критикуем, он учится ... (ненавидеть).
Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
НО ЕсЛИ….Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Мы как родители, должны понимать, что именно от нас зависит, каким вырастет наш ребенок. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни.
Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Реальные поступки—вот, что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете и поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Нам всем необходимо запомнить, все, что делают наши дети – все самое хорошее и самое плохое – это импульс семьи. Ваши действия вдохновляют ребенка или на что-то положительное или на что-то отрицательное. Почему? «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
Родители могут иметь разный уровень образования, различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Ведь стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. И самый важный документ, который мы получаем в своей жизни – это«аттестат родительской зрелости».
Уважаемые родители! Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большее влияние оказывает семейная жизнь. Социологи говорят, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.
Как правило, то, что мы выносим из семьи, преследует нас потом всю оставшуюся жизнь.
Одна девочка пишет: «Странная у меня семья: папа разговаривает со своей машиной, мама с цветами, сестра с кошками, я одна нормальная — с компьютером и телефоном».
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что родители в какой – то мере отстранились от процесса воспитания. Мобильные телефоны, планшеты, компьютер – вот, что на данный момент занимает основное место в жизни и развитии многих детей.
Как правило, это приводит к тому, что ребенок постепенно отрешается от людей и общества в целом, и становится одиноким. Виртуальная реальность теперь заменяет ему общение с родителями и родными. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал. Странно слышать в старших классах, когда родители жалуются: « Ах, мой сын так мало читает, плохо рассказывает, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним.
Не хватает времени не только поговорить с ребенком, но и о ребенке, о его проблемах.
Когда родители приводят ребенка в первый класс, то заключается договор между школой и родителями, согласно которому родители имеют обязанности посещать классные и общешкольные родительские собрания, несут ответственность за ликвидацию задолженностей обучающегося и т.д. Но как родители могут требовать с ребенка не пропускать занятия, не опаздывать в школу, если сами не выполняют свои обязанности.
Многие родители, часто жалуются на то, что в ответ на требования взрослых грубит, отвечает резко. "Меня это не касается!" или даже " Не мешайте мне заниматься своими делами!".
В таких случаях родители склонны обвинять в недостойном поведении ребенка кого угодно: одного из родителей или родственника, у которого якобы подросток унаследовал плохой характер, негативное влияние улицы, друзей и учителей. Но дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них.
«Мальчик оскорбил свою бабушку, назвав её «дурой». Когда бабушка рассказала об этом отцу ребёнка, то отец стал кричать на мальчика:
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!
Сын отвечает:
- Но ведь ты маме тоже так говорил!?
- Да как ты смеешь отца учить!
Вмешивается мать:
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости!»
В воспитании следует пользоваться правилом: прежде, чем предъявлять требование к ребёнку – предъяви их к себе.
«Отец ругает сына за неряшливость, хотя сам бросает свою одежду на стул. Мать требует уважения к себе, но в присутствии детей грубит бабушке, неуважительно отзывается о соседке, учителях, близких, друзьях и знакомых».
Поэтому, ув. родители относитесь с уважением друг к другу, к учителям. Это тоже инвестиции в воспитание вашего ребенка.
Также многие из нас жалуются на невнимание, черствость к близким: к родителям, бабушкам, дедушкам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. Если, например, Вы идете в гости, например, к бабушке – купите букетик цветов, шоколадку. Сделайте комплимент жене. Похвалите мужа за помощь по дому. И если образцы такого поведения будут систематическими, то, поверьте и ваши дети будут к вам внимательны.
Очень важным, на что хотелось бы обратить внимание, - это распределение трудовых обязанностей в семье. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется "убирать грязь", вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее "белоручкой" она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили.
Во время проведения школьных экологических акций по уборке территории у многих детей нет рабочих инструментов. А ведь мы пытаемся научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Поэтому, ув. родители, поверьте, если у вас дома будут и грабли, и лопата, и веник – то участие в трудовых акциях только пойдут на пользу вашим детям. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. И наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
В любой школе: маленькой или большой; в любом классе есть дети со своими учебными и личностными особенностями. Ув. Родители! Для того, чтобы мы могли учитывать эти индивидуальные особенности, вы должны приходить в школу. Приходите к классному руководителю, учителям предметникам, психологам, администрации. Все вопросы решаемы. Для того, чтобы создать благоприятную среду для развития наших детей мы с вами должны действовать вместе. Наш педагогический коллектив открыт к диалогу. Мы будем рады сотрудничать с вами.
Для безболезненных, полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. ВОЗВРАЩАЯСЬ ИЗ ШКОЛЫ ДОМОЙ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО ТАМ ЕГО ВСТРЕТЯТ С ЛЮБОВЬЮ И РАДОСТЬЮ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КАКИЕ ОЦЕНКИ СТОЯТ У НЕГО В ДНЕВНИКЕ. Мира и добра вашим семьям.
Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.